Пандемия COVID-19 выявила слабые стороны многих наших предположений: о здоровье, об индивидуальных правах и коллективных обязанностях.Мир осознал и признал, что вирус использует любую слабость в теле политики, и сильная «социальная иммунная система» ни менее важна, чем иммунная система человека.
Глобальное распространение коронавируса нового типа COVID-19 вызвало не только политический, экономический и социальный кризис, но и способствовало распространению ложной информации по всему миру. В этом контексте Таджикистан не стал исключением.
“Слуховирус” вместо коронавируса.
До конца апреля этого года Таджикистан был одной из немногих стран в мире, где не было обнаружено ни одного случая коронавирусной инфекции. В течение этого времени страна успела попасть в число 20 стран, свободных от коронавируса. Несмотря на это весь безвирусный период сопровождался слухами и паникой.
30 апреля 2020 года республиканский штаб по профилактике распространения коронавирусной болезни COVID-19 сообщил о 15 подтвержденных случаях COVID-19, в том числе 10 случаях в Согдийской области и 5 случаях в городе Душанбе по биологическим образцам подозрительных случаев. Казалось бы, с официальными заявлениями властей слухи среди населения значительно уменьшатся, но нет: каждый новый день — новый слух. Все это еще более затрудняет принятие властями эффективных мер по борьбе с коронавирусом.
С чего начались эти слухи? Откуда беретсяпаника? Кто или что стал причиной данной паники? Кому выгодно распространять недостоверную информацию. Не используют ли эту ситуацию отдельные силы в своих интересах?
Немного о теории слухов.
В общественной системе информирования де-факто существуют специальные службы дезинформации, мудро работающие со средствами массовой информации всеми дозволенными и недозволенными приемами. Согласно теории дезинформационных взаимодействий дезинформация преобразуется в общественное информационное поле (т. е. искусственный слух), если она соответствует подсознательным желаниям общества. Если дезинформационное поле (слух) станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияния на общество. В данном случае сила дезинформационного поля намного сильнее информационного поля. К сожалению, в случае с нашей страной, слухи, возникшие в контексте COVID 19, очень четко соответствовали подсознательным желаниям общества. Мысли о том, что “Весь мир заражен этим вирусом, поэтому мы не можем быть исключением”-это был факт подсознания наших граждан, соответствующий слухам. Отсюда и началось фейкование и создавание ложной информации и её дальнейшее распространение в интернете и социальных сетях. Вероятно, это был самый фейковый год для всех пользователей социальных сетей и для всего населения Таджикистана. Сейчас паника и беспокойство отчетливо видны в большинстве сообщений СМИ, нежели в реальной жизни.
В целом, распространителями ложной информации, создателями слухов и лицами, ответственными за панику, в основном являются следующие:
- Антиправительственные силы.Различные группы и отдельные лица, занимающиеантиправительственные позиции (в основном зарубежом), стали распространять провокационные материалыеще до того, как в стране был зарегистрирован коронавирус. Они настаивали на том, что “в Таджикистане есть коронавирус:поскольку вируса там нет, нечего сидеть сложа руки и ждать, должны быть созданы слухи. Вдруг онпоявится….”. Но после официального заявления властям и ежедневного отчета о текущей ситуации с коронавирусом в стране они не перестали распространять различную необоснованную информацию и продолжают публиковать провокационные материалы день за днем. Их цель — привлечь больше внимания аудитории, использовать ситуацию в угоду своим намерениям, оклеветать руководство страны.
- Независимые средства массовой информации (не все, конечно). Цель состоит в том, чтобы первым, раньше других публиковать новости —«борьба за первенство».Некоторые источники информации, стремясь к срочности предоставления информации, забывают о ее достоверности, в результате чего они превращаются в средства массовых слухов.
С другой стороны, склонность полагаться в основном на неофициальные источники привела население к заблуждению при оценке вероятности событий в Таджикистане. Иными словами, такое желание подогрело рынок ложной информации, показало ситуацию гораздо более экстремальной, чем она есть. Это привело к тому, что люди игнорировали некоторые социальные условности и вели себя крайне эгоистично.
- Отдельные лица. Вышеупомянутые в основном занимают роль создателей слуха, а отдельные лица выступают в качестве их распространителей. Они распространяли различную недостоверную информацию через мессенджеры и соцсети.
Здесь должны быть приняты во внимание два случая.
Во-первых, преднамеренное распространение ложной информации.
Во-вторых, неосведомленность: в некоторых случаях из-за страха люди почти теряют способность анализировать информацию и быстро отправляют её друзьям и родственникам, чтобы держать их в курсе, думая, что поступают правильно.
- Предприниматели.Цель ясна: получить больше прибыли от бизнеса и торговли.
Первые слухи о коронавирусе в Таджикистане также были распространены предпринимателями, что в итоге вызвало «панические покупки» среди населения. Они появились в начале апреля 2020 года.4 апреля 2020 года Совет улемов Таджикистана опубликовал на своём официальном сайте обращение, в котором призвал население страны «с целью профилактики и защиты граждан от вероятного заражения и распространения инфекционной болезни временно воздержаться от коллективных молитв в мечетях, в том числе соборных и пятикратных в общественных молельнях, за исключением заупокойных молитв во время погребения».
Сразу после этого обращения среди населения возникло волнение, что причиной закрытия мечети стало выявление в стране коронавирусных инфекций. Дальше распространились слухи, что в мечети кто-то был замечен с признаками вируса.
Таким образом, вслед за слухами о появлении в Таджикистане первых заболевших коронавирусом, возник искусственный ажиотаж, на рынках и торговых центрах появились огромные очереди за мукой и другими продуктами питания. Из-за огромной толчеи и суматохи сотрудники милиции были вынуждены усилить охрану общественной безопасности. Население ринулось на рынки и в крупные торговые центры за всем, что только можно унести. По словам кассиров даже были покупатели, которые смущенным выражением забирали последние продукты: «Не знаю, почему я покупаю это. Они мне даже не нравятся. Я просто чувствую, что нам это может понадобиться». В результате подорожала мука на рынке.
После этого Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан обращалось к жителям страны с просьбой не доверять безосновательным слухам и домыслам некоторых заинтересованных торговцев о якобы спаде производства и уменьшении импорта основных продуктов, не поддаваться панике и воздерживаться от покупки продуктов питания сверх своих потребностей. В Республике Таджикистан продукты первой необходимости, в том числе мука, масло, мясо и мясные продукты, сахар, яйца и овощи, зарезервированы в необходимом объёме, некоторые их виды превышают рекомендуемые нормы.
Буквально после 2 дней муку на рынках продавали по ценам, которые были до искусственного ажиотажа. Снижению цен на продукты, особенно муку и уменьшению паники, также способствовало выступление Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона по случаю Дня матери, на котором он отметил: «На протяжении почти тридцати лет мы не дали голодать нашему народу. И неужели мы в мирное время допустим, чтобы наш народ страдал и голодал?» В своем выступлении Лидера нации призывал народ не верить всякого рода паникёрам и не закупать большое количество продуктов.
Этот случай показал, что инфекции не просто атакуют слабости человеческого организма. Они также используют слабости в человеческом обществе. Мы имеем дело не только с микробами, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть, мы также имеем дело с распространителями сомнительной информации, чей масштаб действий по созданию паники слишком велик. Незнание теории вирусов — одна структурная слабость, фанатизм — другая. Этот случай еще раз подтверждает правдивость заявления французского философа Вольтера:“Единственное, чего стоит бояться на этой планете, — это человек”.
С тех пор, как коронавирус начал распространяться по всему миру и по мере того, как страны блокируют большие собрания или рынок, чтобы способствовать социальному дистанцированию, эти меры приводят к так называемой «панической покупке», которая опустошает полки магазинов быстрее, чем их можно заполнить. Люди, которые не привыкли к понятию общего блага, не знают, что делать перед лицом общей угрозы — кроме паники.
Слухи в канун празднования Навруза
22 марта 2020 года началась рабочая поездка Лидера нации в Согдийскую область. Президент страны участвовал в праздничных торжествах по случаю Международного праздника Навруз, встречал и беседовал с жителями и открывал ряд объектов. Международный праздник Навруз отмечался с соблюдением всех традиций.
После чего на сайтах, запрещенных в Таджикистане, в том числе isloh.net,Payom.netпоявился материал, в котором говорится, что “6 человек заражены коронавирусом в Таджикистане». В отчете говорится: «Результаты осмотра шести человек, вернувшихся из Китая, и находящихся на карантине,были положительными, но власти держат это в секрете”. Позже этот материал был удален с сайта.
Во все время празднования Навруза оппозиция кого-то “убивала”, кого-то “заражала”, и публиковала статистические данные о количестве людей, зараженных этим вирусом. Цель заинтересованной в обострении обстановки силы одна – сорвать празднование Навруза, очернить правительство и руководство страны и в то же время сообщить о себе.
Слухи «с воздуха»
18 марта в сети распространились слухи о том, что в 23:00 и до 5:00 утра в Душанбе с целью профилактики от коронавируса и дезинфекции вертолёты будут распылять лекарство с воздуха. Данная информация тоже вызвала панику среди жителей города Душанбе. После чего в Минздраве РТ заявили, что слухи недействительны исейчас нет необходимости в распылении города антисептиками.
В контексте пандемии ложная информация стала настолько очевидной, что люди не знали, во что верить, а во что нет. Этот аргумент говорит о том, что на данный момент важнее защищать здоровье населения, чем защищать свободу самовыражения от теоретиков заговора. Было бы разумно сосредотачиваться на самом важном вопросе: осознания того, что здоровье и свобода слова не полностью разделены.Права лжецов распространять яд подрывает право коллектива «не быть отравленным».
Срочно, но недостоверно
Начало апреля в центральной больнице Джаббор-Расуловского района Согдийской области в возрасте 59 лет умер от двусторонней пневмонии Хабибулло Шодиев.Тут же поползли слухи, что причиной смерти мужчины стал коронавирус.
Первым опубликовало эту новость Радио Озоди в 11 часов вечера, потом на Akhbor.com материал под названием «В одной из больниц на севере Таджикистана введен строгий карантин после смерти 60-летнего пациента» стал новым этапом паники среди населения. Напуганные жители Таджикистана и охотники за новостными сенсациями уже успели окрестить умершего первой жертвой коронавируса.
Утверждалось, что 60-летний пациент был в Кыргызстане, где участвовал в свадебных мероприятиях, а потом вернулся в Таджикистан и по неизвестным причинам не был помещен на карантин.
Минздрав Таджикистана поспешил опровергнуть информацию о смерти мужчины.По данным ведомства, на самом деле 60-летний мужчина умер от пневмонии. У него было высокое артериальное давление, наблюдались одышка и проблемы с сердцем. Именно эти сопутствующие заболевания и привели к смерти.
Таким образом, эти слухи о коронавирусе также оказались беспочвенными.Было много критики в адрес Радио Озодии Akhbor.com. Пользователи соцсетей начали критиковатьих за недостоверную информацию и распространение страха среди населения.
В последнее время стало более заметным, что оппозиция и ряд информационных агентсв начали “брать президента под своё личное наблюдение”: Почему сегодня президент не появился на телевидении? Почему он не провел совещание в последние несколько дней? Почему его лицо не такое, как прежде и т.д. То есть, идет некий процесс создания великих слухов из ничего и тем самым зарабатывания политических очков.
Даже самый упрямый оппозиционер Дододжон Аттовуллоев в своем заявлении отметил, что на данный момент я оставлю в стороне все свои политические амбиции и буду поддерживать мой народ и правительство. Он также отметил:“Никто в Таджикистане не критиковал правительство и его руководство, так как я. Но сегодня мы находимся на одном фронте с правительством, и мы все должны быть на одном фронте — национальном фронте. Дискуссии и политические дебаты потом …..”.
Страх и паника — это нормальные человеческие эмоции, НО…
Для большинства людей, экспертов и неспециалистов в данной области, экономические риски и последствия вспышек, пандемий и эпидемий очевидны и ощутимы: стоимость систем здравоохранения, нарушение работы и снижение производительности труда, сокращение торговли и числа поездок и туризма, это если упомянуть лишь некоторые из них. Может быть благоразумно паниковать, когда люди думают о коронавирусе и обо всем, что с ним связано — о том, что родственники заболевают, у них кончается еда, или просто о мысли изолировать себя на протяжении нескольких недель подряд, как у других стран и т.д. Однако, если взглянуть на заголовки новостей и картинки, которыми делятся по всему миру, можно было бы определить фундаментальный множитель, которым является паника.На самом деле поведение некоторых людей больше всего похоже не на панику, а на акт выживания. К сожалению, некоторые люди вместо того, чтобы быть рациональными, как советуют эксперты, наоборот, погружены в чьи-то советы и слухи. Беспокойство часто приводит их к контакту с уже перегруженными медицинскими службами. У них часто нет той инфекции, о которой они беспокоятся, а длинные очереди затрудняют работу медицинским работникам, препятствуют своевременной диагностике и лечению пациентов, которые серьезно больны.
Спад массовой паники и формирование системы поддержки
Несмотря на всё, в настоящее время наблюдается постепенное снижение массовой паники. Население набирает опыт других стран мирасообща бороться с этим вирусом и объединяется для разработки систем, способствующих солидарности.
До 31 мая в Республике Таджикистан выявлено 3930 человек с диагнозом COVID-19, но сейчас население ведет себя более спокойно, чем когда в стране не было вируса. Возможно, ранняя паника имела и положительную сторону. Согласно интерпретации Черчилля, “много лучше попаниковать заранее и встретить события довольно спокойным, чем быть крайне спокойным накануне и впасть в панику с началом событий».
Отдельные лица, государственные и некоммерческие структуры бесплатно доставляют горячее питание врачам, продолжается сбор средств для благотворительного фонда по борьбе с коронавирусом, сотрудники государственных учреждений добровольно переводят свои месячные зарплаты на расчетный счет фонда, который был создан республиканским штабом по противодействию распространения COVID-19. Люди предлагают индивидуальную и специальную помощь. Местные органы власти гораздо чаще вступают в действие с правилами и инструкциями.
Также на фоне пандемии развивается атмосфера дружбы, сотрудничества, взаимопомощи между Таджикистаном и дружественными странами. Все это свидетельствует о приверженности этих стран к взаимной поддержке и сотрудничеству для совместного преодоления настоящей чрезвычайной ситуации.
Важно сосредоточиться на этих положительных примерах, дать людям чувство надежды и определить реальные шаги для улучшения систем поддержки. Вероятно, коронавирус не тот механизм, которым кто-то хотел бы объединить свое общество, но этот кризис может укрепить систему поддержки на долгое время.
Маъруф Абдуджабборов,
заместитель начальника Управления анализа и
прогнозирования внешней политики
ЦСИ при Президенте РТ