Сегодня мировая политическая обстановка подвергается воздействию различных процессов, угроз и вызовов, которые могут препятствовать развитию и безопасности отдельных стран и регионов. Эти процессы касаются всех без исключения государств. Страны Центральной Азии (ЦА) в этом отношении не является исключением. Это определяет развитие геополитических тенденций в Центрально-Азиатском регионе.

Следует отметить, что Центральная Азия играет важную роль в современном политическом процессе мира, геополитическом будущем и стабильности Азиатского континента в целом. Изменения в этом регионе во многом определит новую расстановку сил на мировой арене и контуры будущего миропорядка. Следовательно, развитие новых направлений в глобальной политике, сложность процессов мировой интеграции и явный кризис существующей модели мира, ставят в центре внимания изучение геополитических целей и задач стран Центральной Азии. На основании изложенного, страны Центральной Азии определили свои геополитические цели и задачи, учитывая национальные интересы, геополитические процессы и политическую обстановку в мире.

Необходимо отметить, что внешняя политика государств Центральной Азии определяется национальными интересами, геополитическими процессами и политической обстановкой в мире. Поэтому важно изучить геополитические процессы в регионе, чтобы определить цели и задачи государств Центральной Азии.

Изучение геополитических процессов показывает, что в Центральной Азии происходят два основных геополитических процесса.

  1. Активность глобальных и региональных игроков, стремящихся расширить сферы своего влияния в регионе.

Регион как геополитический феномен мировой политики имеет свои особенности. С одной стороны, предоставляет широкий спектр геополитических и геоэкономических возможностей для глобальных и региональных держав. С другой стороны, ставит перед ними сложные задачи, которые могут быть решены только ответственными державами с необходимыми ресурсами.

В свою очередь, в Центральной Азии западные и восточные великие державы активно применяют такие методы, как культурная дипломатия, идеологические и ценностные механизмы, а также образовательные проекты, в рамках геополитической конкуренции. Несмотря на увеличивающуюся роль силовых методов в мировой политике, политика «мягкой силы» стала одним из способов проекции влияния в Центральной Азии для внерегиональных государств. Таким образом, различные геополитические акторы используют широкий спектр инструментов «мягкой силы» в этом регионе, чтобы достичь своих целей и реализовывать свои планы.

  1. Процесс интеграция и регионализация в регионе.

Различные проекты по интеграции способствуют развитию Центральной Азии. В то же время, процесс интеграции является важным инструментом для решения проблем внутри региона и за его пределами.

Следует отметить, что интеграционные инициативы в регионе меняются в зависимости от текущей геополитической обстановки и характера международных отношений в Центральной Азии.

Все изложенные процессы помогают более точно определить стратегические цели и задачи государств Центральной Азии. Учитывая это, необходимо перечислить главные цели и задачи стран региона в геополитическом аспекте.

Первое. Определение своей собственной культурной идентичности, формированию новых моделей союзов и ассоциаций, выявлению новых друзей и поиску своего места в радикально изменившемся мире.

Геополитическая цель государств региона, которая была представлена, имеет весомые основания учитывая, что в настоящее время формируется новая мировая система и происходит переход к многополярному миру, в котором государства стремятся улучшить, повлиять и укреплять свои позиции на международной арене.

Второе. Укрепления собственной геополитической и геоэкономической субъектности и трансформации существующих двусторонних отношений в полноценные многосторонние отношения, построенные на прочном фундаменте.

Здесь стоит отметить, что страны Центральной Азии сотрудничают с геополитическими центрами силы в рамках дипломатических платформ «5+1». Например, «ЦА+США», «ЦА+КНР», «ЦА+РФ», «ЦА+ЕС», «ЦА+ФРГ», «ЦА+ Япония», «ЦА+ Корея» и т.д. В этом ключе, страны ЦА развивая взаимоотношения с внерегиональными державами выступают единым фронтом для защиты своих национальных интересов. Более того, страны ЦА выступая коллективным образом решают не только региональные вопросы, но дискутируют и определяют сложные и противоречивые процессы в мире.

Кроме того, в последнее время активизировались внутри-региональные интеграционные процессы в Центральной Азии. Так, с 2018 года в регионе ежегодно проходят Саммит Глав государств Центральной Азии (шестой — 9 августа 2024 г. в городе Астана, пятая-юбилейная прошла в 2023 году в Душанбе) в которой лидеры ЦА определяют будущие контуры регионального развития.

Третье. Проводить открытую, многовекторную и сбалансированную внешнюю политику.

Необходимо особо отметить, что Республики Центральной Азии с момента обретения независимости и по настоящее время стремятся проводить открытую, многовекторную и сбалансированную внешнюю политику в рамках международных нормативно-правовых актов. В условиях конкуренции между государствами за влияние в регионе Центральной Азии, страны региона стремятся укрепить свою независимость и проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому принцип многовекторности стал основой внешнеполитической стратегии стран ЦА, позволяющей им балансировать на международной арене и развивать сотрудничество во всех направлениях внешней деятельности.

Четвертое. Диверсификация внешнеполитических связей.

За годы независимости страны Центральной Азии стали активными участниками мирополитических процессов, диверсифицировав внешнеполитические связи. В формирующейся новой мирополитической реальности страны Центральной Азии стремятся к формированию такой модели взаимоотношений с ведущими центрами силы мировой политики, в которой учитывается принцип равноправия и на основе взаимного учета интересов осуществляется взаимодействие.

Пятое. Ренессанс Центральной Азии.

Известно, что в прошлом регион ЦА был известен своими возможностями в области транспорта и логистики. Через него проходил Великий Шелковый Путь, который связывал Китай и Европу. Благодаря этому, регион развивался очень быстро и стал одним из центров цивилизации. Однако, с появлением других международных транспортных маршрутов, таких как морские и авиационные, и недостаточным вниманием к обновлению и модернизации наземных путей, маршрут через ЦА стал невыгодным для торговли.

Отрадно, что сегодня благодаря лидерам Центральной Азии все больше внимания уделяется развитию транспортной инфраструктуры и реконструкции дорог — как железных, так и автомобильных, а также других видов транспорта.

В условиях изменяющейся геополитической обстановки все большее значение приобретает развитие транспортно-логистического потенциала Центральной Азии. Неудивительно, что сегодня именно этот регион является наиболее выгодным для транзитных перевозок из Китая в Европу, благодаря своему удобному расположению и безопасности. Ввиду этого, Центральная Азия становится важным связующим звеном между Востоком и Западом, как это было в прошлом. Следовательно, для достижения ренессанса Центральной Азии используется возможности транспортной и логистической инфраструктуры региона, которая стала приоритетной в геополитической стратегии.

Таким образом, указанные геополитические цели и задачи стран Центральной Азии в соответствии с новыми геополитическими изменениями являются актуальными и отвечают интересам всех государств региона. И особо подчеркну, что трансформация геополитических реалий требует от нас более тщательного изучения и прогнозирования развития современной геополитической парадигмы.

Рашидов Бахтовар Зарифович,
Заместитель начальника Управления
анализа и прогнозирования
внешней политики ЦСИ при
Президенте Республики Таджикистан

Распечатать