Анализ многочисленных научных трудов, нормативно-правовых актов, а также материалов средств массовой информации, касающихся методов противодействия деструктивной идеологии показывает тенденцию активизации разрушительной деятельности политических, религиозных, националистических и других преступных группировок, угрожающих обществу и государству.

Для социально-экономического благополучия государства и духовно-нравственного развития традиционного общества Таджикистана, да и всего мирового сообщества, особую опасность представляют базирующиеся вокруг Центрально-Азиатского региона экстремистские, террористические и другие транснациональные преступные группировки. Как показывает практика, их деятельность направлена на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки государства, разрушение духовно-нравственных ценностей и унификацию личностей, нарушение единства и территориальной целостности страны, подрыв суверенитета.

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, противодействие распространению деструктивной экстремистской идеологии в социуме является особо актуальной задачей не только государственных органов, но и каждого индивидуума.

С развитием коммуникационных технологий у деструктивных сил общества появились новые возможности и инструменты для реализации своих интересов. Они начали активно эксплуатировать информационное пространство, где повсеместно транслируют свою идеологию, создавая контент, адаптированный под целевую аудиторию, тем самым обеспечивая комплексное, глубокое воздействие на психику людей.

В свою очередь, деструктивная идеология направлена на разрушение и раскалывание существующих общественных отношений, социальных связей и институтов. Это идеология, которая препятствует развитию и функционированию общества, зачастую носит антигосударственный характер и выступает против правовых основ и конституционного строя страны. Анализ показывает, что отличительными признаками приверженцев этой идеологии являются неконструктивная оценка существующей социальной реальности, противопоставление своих представлений реальному положению вещей, принудительное внедрение своих взглядов, принципов, социальных норм и деформация общественного сознания, пропаганда привлекательности антисоциального образа жизни, нетерпимость и применение насилия к тем, кто не разделяет их убеждения и др.

Если заглянуть в мировую историю, можно проследить, что рост деструктивно-экстремистской деятельности приходится на 90-е гг., равно как и пик развития современной глобализации, и стоит отметить, что эти две тенденции взаимосвязаны. С одной стороны, расширение торговых связей, формирование единых финансовых рынков, транснациональные потоки капитала и информации, являются позитивными показателями процесса глобализации, но с другой стороны, эти факторы усиливают риски незаконной преступной деятельности экстремистских и террористических организаций, а также угрозу бесконтрольного финансирования международных террористических сетей.

Рассматривая вопрос распространения деструктивной идеологии на более локальном уровне, в частности, в Центрально-Азиатском регионе, стоит отметить, что такая тенденция являлась отражением происходящих изменений в обществе: идеологический кризис, последовавший за распадом СССР, переход от коммунизма к демократии, отмена жесткого контроля над религиозной сферой и образование мировоззренческого “вакуума” в сознании масс. Помимо этого, гражданская война в нашей стране, последовавшая за провозглашением независимости и повлекшая экономический, социально-гуманитарный и политический кризис серьезно подорвали целостность системы образования. Следовательно, отсутствие юридической и политической грамотности, незнание своей истории, традиций и культуры, подражание чуждым нашей культуре ценностям и суеверие являются благоприятными факторами распространения деструктивных идеологий в обществе.

По официальной статистике в Таджикистане по состоянию на первое полугодие 2022 г. насчитывалось более четырех миллионов пользователей Интернета, что составляет 42% населения. Рост количества пользователей, с другой стороны, несет и определенную угрозу. Так, согласно официальным данным, в 2022 г. в Таджикистане зафиксирован рост количества киберпреступлений до 17 случаев. В то же время, из-за обильного неконтролируемого набора информации в медиапространстве возникает угроза доступа к материалам деструктивно-экстремистского характера. Наиболее уязвимой группой общества, подающаяся идеологической вербовке со стороны деструктивных сил, является молодежь. В силу вышеуказанных факторов, а также с учетом неполной их готовности к адаптации под условия стремительно развивающейся глобализации, молодежь становится удобной мишенью экстремистских и террористических организаций.

Правительство Республики Таджикистан всерьез воспринимает растущую угрозу использования Интернета в террористических целях и проводит политику в соответствие с изменениями характера угроз национальной, региональной и глобальной безопасности. На более глобальном уровне Республика Таджикистан является инициатором проведения конференций высокого уровня, известных среди международного экспертного сообщества как «Душанбинский процесс по противодействию терроризму». В аспекте вышеуказанной проблемы, Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в ходе своего выступления на Международной конференции высокого уровня на тему «Международное и региональное сотрудничество в области безопасности границ и пограничного контроля для борьбы с терроризмом и предотвращения передвижения террористов», прошедшей 18 октября 2022 г. в Душанбе заявил: «Террористические группы злоупотребляют такой ситуацией, расширяя экстремистскую деятельность, привлекая к ней все больше молодежи, поощряя и совершая теракты, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий».

В связи с этим, проблема обеспечения информационной безопасности занимает особое место в политике Правительства Республики Таджикистан. В этом направлении, по нашему глубокому убеждению, ответственность должен чувствовать каждый неравнодушный к устойчивому будущему нашей страны гражданин.

Государственную политику в сфере защиты таджикского общества от деструктивного воздействия информационного пространства составляют Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан от 7 ноября 2003г., где в одной из четырех основных составляющих национальных интересов страны в информационной сфере, упоминается важность сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма. Наравне с этим, Таджикистан в ноябре 2016 г. одним из первых принял Стратегию противодействия экстремизму и терроризму, действие которой продлена на 2021-2025 гг.

Также, стоит отметить, что нормативно-правовая работа в области предупреждения и противодействия деструктивно-экстремистской деятельности в информационном поле ведется уже длительное время.

Результатами такой работы являются принятие в 2002 году Закона Республики Таджикистан «Об информации», который запрещает использование информации против основ конституционного строя и государственной безопасности, запрещается также разжигание расовой, национальной розни, местничества, религиозной и языковой розни, войны, информации, призывающей к насилию, террористической и экстремистской деятельности, социальной вражде, посягательству на личность, права и свободы человека и гражданина, а также пропаганде и рекламе безнравственного и аморального образа жизни (порнографию).

Отдельно стоит отметить Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», который обязывает родителей контролировать целевое использование Интернета ребенком, запрещать чтение, просмотр и распространение (в том числе посредством мобильных телефонов) материалов, содержащих элементы насилия, экстремизма и терроризма, а также воспитывать ребенка в духе уважения Родине, закону, национальным и общечеловеческим ценностям.

Республика Таджикистан ведет работу в области обеспечения информационной безопасности также в рамках региональных структур, таких как Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. В рамках последней государства-члены координируют свои позиции по вопросам обеспечения международной информационной безопасности и управления сетью Интернет на базе созданной Группы экспертов государств-членов ШОС. Что касается сугубо постсоветского пространства, то странами участниками СНГ было подписано Соглашение «О сотрудничестве государств-участников в области обеспечения информационной безопасности», в соответствии с которым стороны разрабатывают и реализуют межгосударственные программы, обеспечивающие решение вопросов информационной безопасности и обмениваются информацией о работах, проводимых в этой области. Другим, не менее важным документом в области противодействия деструктивной идеологии, является «Совместная позиция РАТС ШОС, АТЦ СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму», декларирующая общие подходы по вопросам противодействия международному терроризму и экстремизму, поддержку Сторонами резолюции Совета Безопасности ООН 2354 (2017) по противодействию распространению террористических идей и реализации требований Глобальной контртеррористической стратегии ООН об устранении условий, способствующих распространению терроризма, предупреждению и борьбе с ним, а также осуществление работы по дерадикализации и искоренению питательной среды для терроризма.

Таджикистан также выступает за объединение усилий в борьбе с указанными выше угрозами на международном уровне и сотрудничает с такими международными организациями, как Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Международная организация уголовной полиции и т.д.

В то же время, государства Центральная Азия первыми на мировой арене приняли к реализации Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Таким образом, указанные выше факторы еще раз свидетельствуют о большой и значимой роли Республики Таджикистан по обеспечению региональной безопасности, международной информационной безопасности и противодействию экстремизму и терроризму на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Кадамова Манижа,
специалист Управления по изучению вопросов
региональной безопасности Центра стратегических
исследований при Президенте Республики Таджикистан

Распечатать