Сегодня интенсивность происходящих событий в постсоветских странах Центральной Азии на фоне разворачивающихся перемен в мировом масштабе, в частности в общественной жизни Казахстана, показывает степень их плотного вхождения в сеть
различных международных связей и отношений. Несмотря на различия внутри данного региона в степени вовлечения стран в эти процессы, интенсивность реагирования на события, происходящие в одной стране, нельзя не заметить в другой, так как исторически сложившиеся нити взаимоотношений еще довольно крепки.
Ввиду такого фактора после известных казахстанских событий многие аналитики предполагают вероятность повторения подобных явлений в соседних странах. Хотя извлечь урок из этих событий для поиска эффективных путей решения накопившихся проблем очень важно для соседних стран, однако глубокое осмысление факторов, приведших к известным событиям в Республики Казахстан, показывает, что степень влияния, оказываемая этими событиями на другие регионы, не всегда однообразна. Прежде всего, она зависит от соответствующих условий и факторов, характерных для каждой страны.
На основе анализа условий, приведших к кризису в Республике Казахстан, трудно себе представить, что он может вызвать эффект цепной реакции в других странах региона. Для понимания сути закономерности разворачивания революционной ситуации в Казахстане нам кажется уместно исходить из такого положения, что иногда наступившие резкие разрывы в длительный период улучшения условий жизни людей в развивающихся странах приводят к неожиданным катаклизмам, наподобие митингов, революций, восстаний и т.д. Так как по траекториям длительного периода улучшения условий жизни соответственно возрастает и степень ожидания людей достижения более высоких стандартов условий жизни, очень щепетильно происходит реагирование на несправедливое распределение доступа к источникам развития между индивидами, группами в зависимости от концентрации власти в их руках и т.д. Накопление таких факторов независимо от неожиданных регрессов в развитии общества не позволяет людям вовремя скорректировать свои ожидания, и они постепенно приближаются при соответствующих удобных случаях к пределу вовлечения в деструктивные действия. Чтобы избежать такого поворота событий система должна осознанно и правильно вовремя приложить усилия по корректированию завышенных ожиданий людей. Однако такое маневрирование в силу многих объективных и субъективных моментов и факторов не удалось сделать в Казахстане.
Если, опираясь на указанную выше теоретическо-методологическую позицию, посмотреть на траекторию развития общественной жизни Казахстана после приобретения им независимости до недавних трагических событий, то не трудно заметить сплетение между собой именно таких цепей факторов в разворачивании казахстанских событий. После приобретения независимости, в отличие от других Центрально-Азиатских стран Казахстан находился в очень выгодном положении в плане наличия экономических и социальных условий обеспечения своего дальнейшего развития. От распада Союза здесь местные олигархи выиграли очень многое. В тоже время, чтобы не разочаровывать простых граждан, вначале им тоже были «открыты двери» к использованию доставшегося от Союза огромного капитала. Именно на таком фоне укрепилась позиция Назарбаева С.А. в политической власти независимого Казахстана, которая в последующем сконцентрировала через семейно-родовые связи экономические ресурсы общества.
Выращенная на этой основе элита уверяла людей, что все, что нужно сделать Казахстану — это быстрее повернуться лицом к капитализму и политике «открытых дверей», деньги потекут к ним сами собой, и жизнь людей быстро улучшится. По мере того, как экономика богатой нефтью страны резко росла, мало что из этих богатств доходило до широких слоев населения. Население поддерживало вначале эти идеи, но, когда, к сожалению, этого не произошло, многие жители страны почувствовали обиду и обман со стороны невиданно разбогатевшей группы людей, приближенных к власти. Хотя разрабатывались и презентовались многие идеи развития страны, созвучные мировым трендам, возрастала субъектность Республики Казахстан в региональных и международных делах, она приобретала более выгодные условия участия в различных региональных проектах, однако они мало интересовали теперь простых людей.
Предпринятые шаги по отвлечению внимания людей от прессинга несбывшихся ожиданий в силу ковидных ограничений, падение дохода домохозяйств путем неполного, вялотекущего процесса передачи власти преемнику лишь усилили недовольство населения. Вдобавок к этому уклонение Казахстана под давлением внутренних национал-патриотических сил от последовательного следования политической части евразийской интеграции усиливали еще больше напряженность в обществе. К этому можно отнести разворачивающиеся в стране в последние годы споры о голодоморе, смене алфавита, поиске новой идентичности нации, призывы штрафовать, увольнять, депортировать не знающих государственный язык или отправлять их в лагеря для принудительного обучения, призывы выйти из ЕАЭС и т.д., которые накаляли общественную атмосферу до предела.
В такой ситуации олигархи заметили, что правила игры все более усложняются, и теперь требуется выработка ясного стратегического и тактического исправления текущей ситуации в пользу сохранения своего положения в обществе. Для этого им необходимо было преодолеть полицентричность или распыление власти, наступившее вследствие дуумвирата, при котором власть распыляется, и все больше лиц старается получить возможность влиять на динамику экономических, политических, идеологических и силовых процессов. Момент для реализации до сих пор до конца нераскрытой задумки разработанного олигархами сценария по исправлению текущей ситуации в пользу сохранения своего положения в обществе наступил в канун нового года вследствие Жанаозенских событий.
Официальная власть быстро осознала, что она в этой схватке не должна упустить возможность использовать в своих целях наступивший кризис. Хотя сегодня делается попытка возвеличить влияние внешнего фактора или приоритетов ценностных ориентаций при анализе причин беспорядков, однако циркулирующие в прессе факты говорят все же о приоритете политико-экономических факторов, которые вытекали из указанных нами процессов.
В отличие от выгодного положения Казахстана некоторым соседним странам от распада союзного государства досталось недостаточно ресурсов для обеспечения дальнейшего своего развития. Например, в Республике Таджикистан местная элита единственным источником обогащения видела борьбу за власть, без оглядок на сохранение хозяйственных механизмов существования общественной системы. Результатом стали гражданская война и сильное снижение без того малого дохода домохозяйств повсеместно в стране. Постепенно прекратилось предоставление финансируемых государством услуг здравоохранения и других сетей социальной защиты населения, ограничивался доступ к качественному образованию, транспорту и услугам других базовых инфраструктур общества. Несмотря на это, население волновало не ухудшение уровня жизни, а обеспечение безопасности. Таким образом, приход к власти Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в отличие от Назарбаева Н.А., пришлось на такое сложное время и условия, которые от него требовали приложения колоссальных усилий для решения накопившихся проблем, прежде всего удовлетворения ожиданий людей в плане безопасности и минимальной обеспеченности уровня жизни. Спасение населения от угрозы голода, распространения исламизма, распада государства, экономического коллапса и т.д. подняло авторитет Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, как истинного народного правителя.
Наряду с этим, благодаря приложенным усилиям политическая система общества тоже стала более структурированной, и в ней противостояние элиты и олигархов сводилось к минимуму. Это означает, что политических разногласий, споров по поводу того, как распределять ресурсы развития среди населения были сведены к предельному минимуму. Ожидания от улучшения уровня жизни в таджикском обществе и в дальнейшем стали тесно связаны с сохранением мира и согласия в обществе. Наличие смелых планов с ориентацией на использование огромной общественной энергии сегодня заложены в стратегические цели развития общества.
Однако вышесказанное не означает, что мы можем избежать необходимости адекватного реагирования на события, происходящие в соседней стране. Наоборот, своевременное реагирование на такие кризисные ситуации позволяет трезво и отчетливо смотреть на то, как изменяется и функционирует весь спектр социально-экономических отношений в обществе, и как они влияют на политическую жизнь в новых условиях. С данной точки зрения, хотя наша страна довольно достойно перенесла трудности, вызванные пандемией, однако сегодня важно не допустить резкого спада темпов экономического роста страны. Поэтому необходимо сохранить эффект прошлого в сознании нового поколения, которое мало помнит о трудном пути развития страны на начальном этапе независимости. Спектр их ожиданий в последние десятилетия сильно изменился. Следует очень серьёзно относиться к прогнозам отечественных экспертов и международных институтов о перспективах темпов роста экономики Республики Таджикистан. В этом плане особого реагирования заслуживают прогнозы Всемирного банка о том, что в 2022 году темпы развития экономики многих стран ЦА могут замедляться. На этом фоне эксперты данного института прогнозируют также замедление роста экономики РТ в 2022 году до 5,5%, а в 2023 до 4,5%, исходя из влияния ряда факторов, таких как:
— распространение новых штаммов коронавируса, которые приводят к замедлению роста мировой экономики;
— нарушение и сбой в цепи мировых поставок продуктов и услуг;
— подорожание энергетических ресурсов, которые могут привести к росту инфляции и финансовых потрясений;
— обострение геополитической напряженности, что может привести к дополнительному давлению на финансовые рынки и экономическое развитие развивающихся стран.
В то же время обнадёживающим моментом является то, что власти Республики Таджикистан планируют на основе целей стратегии промышленного развития удвоить экспорт промышленной продукции. Такой оптимизм укрепляется еще и тем, что Глава государства подписал Указ о пятилетке развития промышленности, согласно которому в течение 5 лет планируется создать более 870 новых промышленных предприятий. Данная стратегия позволит достичь 26% доли промышленности в валовом внутреннем продукте к 2027 году, которая в период с 2014 года составляет 17%.
Таким образом, вышеуказанные тенденции, влияющие на современные глобальные процессы, глубоко изменяют весь спектр социально-экономических и местами политических отношений государств. Эти изменения происходят не только эволюционно, но местами и по режиссированным сценариям. Вовлеченная в мировые и региональные отношения Республика Таджикистан не может стоять в стороне от влияния негативных тенденций этих процессов. Если иметь в виду, что линии многих этих явлений пересекают непосредственно жизненное и физическое пространство нашей страны, то она должна постоянно вырабатывать соответствующие модели реагирования на такие процессы, чтобы обеспечить свое стабильное развитие.
Х.Усмонзода,
доктор философских наук, профессор,
член-корреспондент НАНТ,
директор Центра стратегических исследований
при Президенте Республики Таджикистан