(Краткий обзор основных вех истории конфликта на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, событий 29 апреля 2021 года и его оценки экспертами)

 

Как известно, вокруг любого резонансного события всегда появляются различные домысли, и для разъяснения его сути выдвигаются множество экспертных видений, которые не всегда соответствуют действительности. Исключением из этого ряда не является и однодневный конфликт, возникший на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики 29 апреля 2021 года. Для более основательного понятия сути этого конфликта вначале приведем основные вехи истории конфликта на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики (на основе материалов «Азия-плюс» со слов одного из бывших руководителей города Исфары):

— Постановлением ЦК Коммунистической партии большевиков в 1924 году впервые была определена граница между Исфаринским районом и Баткенским районом Кара-кыргызской автономной области в составе Российской Федерации. И тогда Ворух не был анклавом.

— Постановлением заседания Президиума ЦИК СССР от 04.05.1927 года были приняты к сведению Постановление Президиума ЦИК Узбекской ССР от 23.05.1927 года №15/4 и Постановление Президиума ЦИК Киргизской АССР от 07.06.1927 года №27, которым было определено, что Ворух не является анклавом и полноценно входит в состав Исфаринского района.

— Постановлением Совнаркома СССР в 1947 году при уточнении разночтений в определении линии прохождения межреспубликанской границы между Узбекистаном и Кыргызстаном, а также картой ГУК — Главного управления картографии Советского Союза было определено, что Ворух не является анклавом и вся территория вокруг Воруха, которую сейчас занимают наши соседи, была в составе Таджикской ССР.

— В середине пятидесятых годов было запроектировано строительство Торткульского водохранилища и Торткульского канала. Русло канала по некоторым местам должно было проходить по территории Исфаринского района Таджикской ССР. И тогда по инициативе Киргизской стороны была создана паритетная комиссия. Но протокол паритетной комиссии не смог приобрести правовую силу, так как тогда Президиум Верховного Совета Таджикской ССР не ратифицировал его и отклонил. После односторонней ратификации наши соседи стали вносить изменения в существующие карты, но до конца семидесятых годов ГУК не стало вносить изменения в карту СССР, так как этот протокол не имел правовую силу. Но и в этом протоколе и в этих изменениях головные сооружения Торткульского водохранилища, которые были построены в начале шестидесятых годов, находились на территории Республики Таджикистан

— В 1963 году колхоз “Правда” сельского совета Ворух начал освоение земель на левом берегу реки Исфаринка, и в течение 10 лет при поддержке Минводхоза Союза ССР были освоены около 700 гектаров пустующих земель. Но в 1974 году Кыргызстан стал претендовать на эти земли. 31 декабря 1974 года группа лиц кыргызской национальности, вооруженная винтовками, напала на жителей Воруха, и произошел крупный конфликт. Много людей с таджикский стороны тогда были ранены. В конфликт вмешалась Генеральная прокуратура Союза ССР. Шло долгое разбирательство, и по итогам в целях погашения конфликта руководством Союза было решено передать некоторую часть этих земель в распоряжение жителей Баткенского района и на этом утихомирить конфликт.

— Летом 1989 года произошел второй конфликт, когда наши соседи нарушили режим водопользования реки Исфаринка. Согласно водоразделу Минводхоза СССР, Кыргызская Республика тогда имела право с 1 апреля по 1 июня ежесуточно забирать 2% дебита этой реки. После неоднократных нарушений режима водопользования со стороны наших соседей, жители поселения Ходжаи Аъло перекрыли русло канала Мастчои и стали требовать соблюдения режима водопользования и возвращения незаконно перешедших в распоряжение кыргызов земель, прилегающих к селу. Конфликт затянулся почти на полтора месяца и резко обострился, когда 13 июня 1989 года около 3000 жителей села Самаркандек и других прилегающих сел Баткенского района, вооружившись охотничьими ружьями, напали на жителей небольшого таджикского села Ходжаи Аъло. В тот день, когда около 2 тысяч невооруженных жителей села Ворух пешком шли на помощь жителям селения Ходжаи Аъло, их встретил шквал огня из чердаков домов кыргызского села Ак-Сай. Из числа жителей нынешнего таджикского селения Сомониён тоже пострадали несколько человек. В общей сложности 13 и 14 июля 1989 года со стороны таджиков погибли 2 человека и 24 были ранены. В населенных пунктах Ворух, Чоркух и Сур был объявлен комендантский час. Конфликт был приостановлен лишь при вмешательстве группы спецназа из Пермской области. Тогда, после конфликта 13 и 14 июля 1989 года, по поручению руководства Союза была создана паритетная комиссия. Паритетная комиссия проработав несколько дней предложила протокол, который состоял из нескольких предложений, в том числе о передаче таджикской стороне 68 гектаров горной местности вокруг села Ворух и 18 гектаров неосвоенных земель вокруг села Ходжаи Аъло из спорных территорий и на этом утвердить границу. На этом было предложено закрыть вопрос о разделе границ, но, вопрос о полном возвращении незаконно перешедших в распоряжении Кыргызстана земель селения Ворух, в том числе вниз по течению реки Исфаринки и вокруг села Чоркух было предложено отложить.

— Проблема снова стала обостряться в середины 2000-х годов. Лейлекский район Кыргызстана из-за своего географического расположения всегда пользовался дорогами и другой инфраструктурой Исфаринского района, чтобы соединиться с остальной частью Баткенской области. Кыргызская сторона попросила Таджикистан дать разрешение на создание коридора, соединяющего Баткенский район с селом Самаркандык и далее с Лейлекским районом. В целях сохранения дружественных и добрососедских отношений, Таджикистан в 2007 г. разрешил строительство дороги через свою территорию, предоставляя участок земли длиной 272 метра соседям в аренду сроком на 49 лет. После получения разрешения на организацию коридора, соединяющего два кыргызских района, соседи начали поспешно строить самостоятельную дорогу Баткен – Аксай –Тамдык, и далее к истокам реки Каравшин, которая частями также проходила через таджикскую территорию. В качестве рычага давления на нас, наш “дружественный” сосед стал применять вышеупомянутый метод взятия в заложники 35 тысячное население Воруха путем перекрытия автодороги Исфара – Ворух, что до сих пор приводит к многочисленным конфликтам и непоправимым жертвам среди мирного населения

— 20 августа 2013 года ночью гражданами Кыргызстана было совершено гнуснейшее преступление в отношении мирных жителей Чоркуха. Молодчики кыргызи задушили и убили целую таджикскую семью, включая женщин и детей, мирно спящих в полевом стане таджикского совхоза, находящегося недалеко от села Самаркандек. Нашли преступников или нет, наказали или нет? Во всяком случае, мы не знаем!

— В 2019 году при очередном конфликте погибли два жителя села Ворух и житель села Ходжаи Аъло.

— В конце марта 2021 г.  на пресс-конференции председатель Госкомитета национальной безопасности Кыргызстана (заявил, что таджикам поступило предложение обменять анклав Ворух в Исфаринском районе Таджикистана на участок в Баткенской области Кыргызстана. Официальный Душанбе счел это высказывание угрожающим. Кыргызстану напомнили, что в Таджикистане никогда не считали Ворух анклавом.

— 29 апреля 2021 года, около 11 часов дня, группа военнослужащих пограничной службы Кыргызской Республики в сопровождении местного населения из числа граждан Кыргызской Республики численностью ориентировочно в 200 человек собрались напротив пограничного пункта «Ходжаи аъло», расположенного у поста «Головной» Сельского совета «Чоркух» города Исфары Согдийской области и начали новый конфликт, результаты которого всему мировому сообществу известны. Несмотря на это, ниже нами  реконструирован ход этого события на основе официальных заявлений, в том числе разъяснений специалистов Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, а также дана оценка мнениям некоторых экспертов русскоязычных средств массовой информации.

Итак, события однодневного конфликта на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики 29 апреля 2021 года развернулись в следующем порядке:

  1. 29 апреля 2021 года, около 11 часов дня, группа военнослужащих пограничной службы Кыргызской Республики в сопровождении местного населения из числа граждан Кыргызской Республики численностью ориентировочно в 200 человек собрались напротив таджикского пограничного пункта «Ходжаи аъло», расположенного у поста «Головной» Сельского совета «Чоркух» города Исфары Согдийской области Республики Таджикистан, где таджикскими инженерами устанавливались заранее обговоренные с кыргызской стороной камеры видеонаблюдения.
  2. Не спрашивая ни о чем, собравшееся местное население из числа граждан Кыргызской Республики с непосредственного ведома и участия военнослужащих Пограничной службы Кыргызской Республики стали закидывать камнями граждан Республики Таджикистан, одновременно спиливая столб, на котором работал гражданин Республики Таджикистан.
  3. По истечению некоторого времени, провокация местного населения из числа граждан Кыргызской Республики переросла в массовые беспорядки, зачинщиком которых стала Пограничная служба Кыргызской Республики.
  4. Для урегулирования инцидента на место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов Республики Таджикистан во главе с Председателем города Исфары Согдийской области Республики Таджикистан Баходурзода Баховаддин. Несмотря на официальный статус этих лиц, по ним кыргызской стороной был открыт прицельный огонь из автоматического огнестрельного оружия с целью их физического уничтожения. В результате данного вооруженного нападения, Председатель города Исфара Баходурзода Баховаддин и другие сотрудники таджикских правоохранительных органов, а также местные жители Республики Таджикистан были тяжело ранены.
  5. Не остановившись на вышеупомянутые действия, местное население из числа граждан Кыргызской Республики с подкреплением еще большего числа военнослужащих и гражданских лиц с огнестрельным оружием в руках, боевой техникой и другими видами огнестрельного оружия совершили вооруженное нападения на местное таджикское население, объекты инфраструктуры и пограничные пункты Республики Таджикистан, захватили территорию и занялись порчей частного и государственного имущества таджикской стороны.

В результате вышеупомянутого вооруженного нападения, несколько граждан Республики Таджикистан были убиты, десятки ранены, сожжены большое количество домов, пограничных пунктов, других сооружений и объектов инфраструктуры Республики Таджикистан и таджикских граждан.

Применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, в качество которого в данном инциденте выступала Республика Таджикистан, несовместимы с Уставом Организации Объединенных Наций и другими международными договорами и актами, и расценивается как акт агрессии. Действия вооруженных банд или групп, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие серьезный характер, также согласно международному праву считается актом агрессии.

Поэтому, в ответ на вышеперечисленную агрессию со стороны Пограничной службы Кыргызской Республики против Республики Таджикистан, и в результате вышеизложенных действий вооруженного местного населения из числа граждан Кыргызской Республики таджикская сторона вынуждена перешла, если говорит на языке военной науки, к упорной обороне, при которой вела активную разведку сил агрессора, и по необходимости предприняла наступательную операцию для улучшения своих оборонительных позиций.

В целом, события, произошедшие на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики 29 апреля 2021 г. показывают, что действия Республики Таджикистан были вынужденной ответной мерой для приостановки наступательных военных действий со стороны агрессивно настроенных военнослужащих и местного населения соседней страны.

Не смотря на все это, уже 30 апреля 2021 года в нейтральной территории между КПП «Гулистон» и КПП «Кызыл-Бел» состоялась встреча рабочих групп под руководством Председателя ГКНБ Республики Таджикистан Ятимова С.С. и Председателя ГКНБ Кыргызской Республики Ташиева К.К., в ходе которой были обсуждены вопросы по стабилизации обстановки в приграничных территориях обеих республик. Встреча прошла в духе взаимопонимания и добрососедских отношений. Стороны изъявили желание и готовность решить все вопросы путём переговоров. В результате стороны пришли к согласию с 13:00 ч. 30 апреля 2021 года начать обоюдный отвод всех видов войск и военной техники с приграничных территорий Республики Таджикистан и Кыргызской Республики к местам постоянной дислокации, открыть дороги и обеспечить беспрепятственное передвижение граждан. Под руководством командующих пограничных войск Республики Таджикистан и Кыргызской Республики созданы рабочие группы для обеспечения реализации достигнутых договорённостей. Также было решено, 1 мая 2021 г. на территории Баткенской области Кыргызской Республики провести очередную встречу межправительственной комиссии по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы.

Что касается второй части данной проблемы, т.е. мнения экспертов по поводу однодневного конфликта на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики 29 апреля 2021 года, то по этой тематике можно среди этих аналитических материалов наблюдать и адекватные оценки, и весьма далекие от истины точки зрения. Ниже на примере мнений некоторых российских специалистов нами разъяснена позиция экспертного сообщества по указанному конфликту на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.

Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов в интервью «Настоящему Времени» поделился своим мнением по поводу конфликта на границе Кыргызстана и Таджикистана и заявил, что таджикское руководство устроил маленькую победоносную войну для поднятия престижа своего руководства и таким способом объединил вокруг себя нацию перед общим «внешним врагом».

Здесь необходимо отметить, что руководство Таджикистана давним давно достигло такую победу – оно остановило гражданскую войну и обеспечило единство нации, территории страны, мирную жизнь, и ныне заинтересовано только в победах в экономической и социальных сферах. С этой целью в Таджикистане идет кропотливая работа по достижению своих национальных стратегических целей — выход из коммуникационного тупика, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, ускоренная индустриализация страны и т.д. Руководство Таджикистана никак не заинтересовано в подобные конфликты с соседями, так как они мешают стране реализовать планы по ее развитию.

Что касается эксперта-международника Григория Трофимчука, то он связывает таджикско-киргизский конфликт с Россией, т.е. враги российского государства наряду с Донбассом и Карабахом под этой страной пытаются разложить уже третий «костёр». Странный вывод, если учесть расстояния между данными регионами и сущность этих конфликтов, которые представляют собой явления разного порядка.

Российский политик Максим Шевченко считает, что за этим конфликтом может стоять третья сила, которая руками таджиков решила создать в Кыргызстане более управляемый, авторитарный режим. В этом заинтересованы Москва и Пекин, которые хотят, чтобы Кыргызстан пришел к более прогнозируемой, более контролируемой внутренней и внешней политике. Странно, что желаемое состояние достигается руками не каких-то государственных образований-гигантов, а усилиями страны, которая почти равносильна своей «подопечной».

Политолог Дмитрий Родионов заявляет, что некоторые склоны считать, что тюрки, т.е. киргизы стали «жертвами агрессии» со стороны «персов», т.е. таджиков. Правда, сам Д. Родионов это опровергает, и заодно правильно отмечает, что информация в ходе конфликта подавалась в одностороннем виде — особый акцент делался на том, что таджики жгут киргизские деревни, а не наоборот.

Военный политолог Алексей Леонков предполагает, что «В конфликте Таджикистана и Кыргызстана, естественно, Россия не заинтересована. Да и самим «участникам конфликта» воевать не с руки. Зато британцам и американцам этот «конфликт» — бальзам на душу». А вот на что основывается такое предположение А. Леонкова, остается неизвестным.

В вышеприведенных мнениях и предположениях почти всех упомянутых экспертов наблюдается некоторое несоответствие с истинной картиной событий на границе Таджикистана и Киргизии. Поэтому для адекватного описания таджикско-киргизского конфликта советуем обратиться к разъяснению Генпрокуратуры Республики Таджикистан (распространенного таджикским национальным информационным агентством «Ховар» от 3 мая 2021 г.), в котором, с юридической точки зрения, четко отражена суть всего того, что произошло на границе Республики Таджикистан и Кыргызской Республики 29 апреля 2021 года.

В целом, нашим экспертам, да и всем гражданам необходимо объективно, хладнокровно проанализировать всю доступную информацию и с учетом национальных интересов оценивая ее, своевременно довести до сведения внутренней аудитории республики, кыргызской стороны и международного сообщества, чтобы все это настроило обе стороны конфликта на мирное решение существующей проблемы.

 

Пресс-центр Центра стратегических исследований
при Президенте Республики Таджикистан

Распечатать