РОГУНСКАЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ – КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ПОЛИТИКИ ВОДНЫХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Правительство Республики Таджикистан, стремясь к достижению энергетической независимости и в рамках реализации реформ экономической системы, достигло ряда значительных успехов. Этот процесс способствовал стратегическому развитию страны в соответствии с экологическими и экономическими условиями региона, а также обеспечил интеграцию энергетического сектора Таджикистана с Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

В этом контексте выбранный Таджикистаном путь соответствует современным глобальным тенденциям и направлен на обеспечение энергетической независимости и эффективное использование электроэнергии с приоритетом производства «зеленой» энергии. Эта мера определена как стратегическое направление развития страны в рамках Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2030 года.

В частности, Рогунская гидроэлектростанция (далее – Рогунская ГЭС) является одним из крупнейших гидроэнергетических проектов региона и сооружением века. Она играет ключевую роль в решении важнейших задач социально-экономического развития страны – в производстве «зеленой» энергии и достижении энергетической независимости. Это не только укрепляет экономическую основу страны, но и энергетический потенциал государств Центральной Азии.

Одновременно, с целью предотвращения негативных последствий в добрососедских отношениях, а также в целях охраны окружающей среды и поддержания экологической стабильности, что является межрегиональным интересом, Республика Таджикистан в сотрудничестве с региональными и международными организациями реализовала своевременные и полезные меры.

Следует отметить, что в современных условиях проблема изменения климата вызывает глубокую озабоченность всего мира. Поэтому рациональное использование природных ресурсов, особенно водных, является одним из основных принципов государственной политики стран мира. Этот принцип направлен не только на удовлетворение внутренних потребностей государств, но и на продвижение общих региональных интересов, укрепление сотрудничества, стабильности и устойчивого развития на международном уровне.

В этой связи гидроэнергетика занимает центральное место в глобальной энергетической системе, являясь крупнейшим возобновляемым и экологически чистым источником производства электроэнергии. По оценкам, гидроэнергетика обеспечивает более 60% всей «зеленой» энергии и около 16% общего мирового производства электроэнергии. Согласно данным международного аналитического центра Ember, в 2023 году гидроэнергетика обеспечила 14% (4 210 ТВт·ч) мирового производства электроэнергии[1]. Наряду с этим, значение гидроэнергетики тесно связано с устойчивым управлением водными ресурсами. Большинство гидротехнических сооружений не только производят электроэнергию, но также обеспечивают водоснабжение, орошение и предотвращают возможные последствия наводнений и паводков.

В этом направлении Таджикистан проводит взвешенную внешнюю политику, основанную на принципах солидарности и добрососедства во всех сферах сотрудничества с соседними государствами. Согласно статье 11 Конституции страны: «Таджикистан проводит миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств и определяет свои внешние отношения на основе международных норм»[2].

В этой связи Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон неоднократно в своих посланиях к Маджлиси Оли Республики Таджикистан, а также с высоких региональных и международных трибун подчеркивал, что Таджикистан никогда не реализует проект, который нанесёт ущерб соседям[3]. Серия инициатив Лидера нации в сфере воды и климата, отвечающих интересам всего человечества, свидетельствует о неизменности позиции нашей страны.

В частности, строительство Рогунской ГЭС является масштабным и стратегическим проектом, который, по оценке международных экспертов, является средством вывода как Таджикистана, так и других стран региона на новый уровень энергетической и экономической устойчивости.

Иными словами, в этом контексте приоритет отдается укреплению потенциала удовлетворения потребностей жителей региона, что способствует достижению энергетической независимости и развитию «зеленой» экономики, а также укрепляет экономическую устойчивость государств региона.

Таким образом, Таджикистан как суверенный субъект международных отношений обязан увеличивать свой энергетический потенциал в целях обеспечения благополучия граждан. Гидроэнергетический потенциал нашей страны составляет более 500 миллиардов кВт·ч в год, из которых на сегодняшний день используется лишь 4%[4].

Кроме того, в современных условиях инвестиционные тенденции в гидроэнергетику являются логичным и своевременным шагом. Ведь именно стабилизация энергоснабжения создаёт прочную основу для модернизации промышленности, сельского хозяйства и социальных программ.

Ещё в 2014 году Роберт Цвахлен, говоря о целях проекта Рогунской ГЭС, напомнил, что «Всемирный банк поддержал инициативу стран Центральной Азии и Таджикистана по проведению двух исследований по оценке последствий строительства Рогунской ГЭС».

То есть отечественные и международные эксперты изучили техническо-экономические и социально-экологические аспекты проекта в соответствии с международными стандартами и глобальной практикой, на основе рекомендуемых альтернатив. Исследования показали, что строительство и эксплуатация Рогунской ГЭС не приведёт к снижению объёмов воды для нижележащих стран, наоборот, это значительно продлит срок службы Нурекской ГЭС и каскада ГЭС на реке Вахш[5].

В свою очередь, увеличение срока эксплуатации каскада гидроэнергетических станций на Вахше создаёт новые возможности для Амударьи, продлевает её жизнеспособность, что выгодно для всех сопредельных государств. Поэтому Рогунская ГЭС рассматривается как движущая сила позитивных региональных изменений: она позволяет модернизировать управление водными ресурсами, инвестировать в восстановление природных экосистем, внедрять экономичную ирригацию и ресурсоэффективное производство. Именно такие инвестиции будут способствовать стабилизации ситуации в бассейне Арала, поскольку с 1960 года уровень воды и объём Аральского моря значительно снизились.

В целом, с учётом перспектив устойчивого развития, Рогунская ГЭС может стать частью единой энергетической системы Центральной Азии и воплощать общерегиональные интересы. Рогунская ГЭС — это не просто гидроэнергетический проект, а стратегическая возможность для стран региона, также наряду с этим разумное регулирование, международное участие и соблюдение экологических стандартов будут способствовать устойчивому развитию, региональному сотрудничеству и новой водно-энергетической политике.

[1] Analysis of the different electricity sources in 2023 // Ember. [электронный источник]. Доступ к источнику: URL: https://ember-energy.org/chapter/global-electricity-source-trends/ (дата обращения: 23.04.2025).

[2] Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года с изменениями и дополнениями от 26 сентября 1999 года, 22 июня 2003 года и 22 мая 2016 года (на таджикском и русском языках). — Душанбе: «Издательство Гандж» 2016. – С. 135

[3] Х.А. Сафарзода. Рогун – события и люди // Сафарзода Хайрулло Амирали. Душанбе. 2022. 542 с.

[4] Участие в 66-м заседании электроэнергетического Совета СНГ // Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан. [Электронный источник]. Доступ к источнику: URL: https://www.mewr.tj/?p=4582&lang=tj (дата обращения: 25.04.2025).

[5] Э. Назаров. «Рогун» не уменьшает объем воды // Джумхурият, № 164. 2014. 20.08.2014.

 

Фаттоев Масрур Саидмуродович,
заместитель начальника управления анализа
и прогнозирования внутренней политики
Центра стратегических исследований
при Президенте Республики Таджикистан

Comments (0)
Add Comment